Профилактика нарушений ветеринарного законодательства

25.04.2018 года

Лейкоз КРС

Наиболее распространенной среди инфекционных заболеваний КРС является лейкоз. Из зарегистрированных заразных болезней животных, по которым устанавливались ограничительные мероприятия (карантин) в 2017 году, на территории Калужской области на долю лейкоза приходится более 50%.

Лейкоз крупного рогатого скота или энзоотический лейкоз крупного рогатого скота – это хроническое инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС). Лейкозом болеет КРС всех возрастов. Клинически болезнь проявляется чаще у животных в возрасте старше 4 лет. Для ВЛКРС характерна пожизненная персистенция вируса в организме животного, как при ВИЧ-инфекции у человека, то есть животное, однажды заразившееся ВЛКРС, пожизненно остаётся вирусоносителем и источником заражения здоровых животных.  Факторами передачи являются кровь, молоко и другие биологические жидкости, содержащие лимфоидные клетки, инфицированные ВЛКРС, а также сперма больных лейкозом быков.

Заражение может происходить при совместном содержании здоровых и заражённых ВЛКРС животных при контакте в скотных дворах, выгульных площадках, родильных отделениях, на пастбищах, а так же при несоблюдении правил асептики при ветеринарных и зоотехнических операциях (взятие крови, введение лекарственных препаратов, удаление рогов, мечение, трансплантация эмбрионов, искусственное осеменение, родовспоможение, ректальное исследование), при скармливании сырого сборного молока, доении коров.

В мероприятиях по защите хозяйств и недопущению распространения ВЛКРС можно определить три основных фактора:

1) тщательный контроль за ввозимыми в хозяйство животными;

2) систематический серологический контроль всех животных, содержащихся в хозяйстве, на ферме, в личных подворьях и др.;

3) при выявлении инфицированных или больных животных их немедленно изолируют и проводят мероприятия по оздоровлению хозяйства от данной инфекции.

Есть примеры успешной борьбы с лейкозом, например Ленинградская область свободна от ВЛКРС. В Калужской области Боровский район полностью освободился от данного заболевания. За что ГБУ КО «Боровская районная станция по борьбе с болезнями животных» на выставке «Золотая осень», проходившей на ВДНХ в г. Москва награждена серебряной медалью «За оздоровление Боровского района Калужской области от лейкоза КРС в 2012-2017 г.г.».

При этом можно насчитать десятки неблагополучных пунктов с длительностью неблагополучия 10 и более лет. Как можно оценивать работу в таких хозяйствах? Однозначно можно сказать, что здесь отсутствует системность в организации и проведении борьбы с инфекцией. Допускается передержка больных и инфицированных животных, а это, в свою очередь способствует дальнейшему перезаражению поголовья. Не обеспечивается работа по выращиванию молодняка в части, касающейся выпойки молока и молозива от коров, не являющихся вирусоносителями.

Согласно правилам по профилактике и борьбе с лейкозом КРС (Приказ МСХ РФ от 11.05.1999 г. № 359)  п. 4.1. Хозяйства, в том числе хозяйства граждан, в которых установлено заболевание животных лейкозом в соответствии с пунктом 3.3, по представлению главного ветеринарного инспектора района (города) решением местной администрации объявляют неблагополучными и вводят в них комплекс ограничений, препятствующих распространению инфекции. Одновременно утверждается комплексный план оздоровления неблагополучного хозяйства, фермы, стада и др.

По условиям ограничений не допускается:

- перегруппировка КРС внутри хозяйства без разрешения ветеринарного специалиста обслуживающего хозяйство (населённый пункт)

 - использование быков производителей для вольной случки коров и тёлок, но во многих хозяйствах это не соблюдается и быки используются для осеменения и здоровых и заражённых ВЛКРС животных, что также ведёт к увеличению заражённых ВЛКРС животных в хозяйствах.

В п. 5.1 чётко обозначено, что оздоровительные мероприятия в неблагополучных по лейкозу хозяйствах, проводят путём изоляции заражённых ВЛКРС животных и немедленной сдачи на убой больных животных. Почему это важно, почему надо начинать именно с этого? Потому, что в противном случае количество заражённых животных будет только увеличиваться.

п. 5.8. При выявлении больных животных в индивидуальных хозяйствах их подвергают убою, а остальное поголовье содержат изолированно от животных, принадлежащих другим владельцам неблагополучного населённого пункта. Молоко и молочные продукты запрещается реализовывать в свободной продаже. Однако находятся недобросовестные владельцы заражённых ВЛКРС животных, которые реализуют молоко и молочные продукты населению, чем подвергают опасности здоровье людей. Это особо актуально в летнее время, в период отпусков, когда в сельскую местность для отдыха приезжают дачники, школьники на каникулы, которые думая, что они покупают натуральное молоко, у таких хозяев животных, подвергают себя и членов своих семей опасности.

Вопрос борьбы с лейкозом КРС в нашей стране в настоящее время стал не только ветеринарной проблемой, но и государственной. Комиссией таможенного союза Решением от 9.12.2011 года № 880 был принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Так согласно требованиям, предъявляемым к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота и сырым сливкам, к обращению допускается сырое молоко и сырые сливки, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, в том числе от лейкоза – в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства.

Приказом МСХ РФ от 14.12.2015 г № 635 утверждены Ветеринарные правила регионализации территории Российской Федерации - это определение статуса по заразной болезни животных территории Российской Федерации или ее части, ограниченной естественными или искусственными преградами и (или) границами территорий субъектов Российской     Федерации, муниципальных образований либо их сочетанием. Таким образом, статус «неблагополучный» имеющийся у хозяйствующего субъекта не может не сказаться на статусе муниципального образования и субъекта в целом. В настоящее время Калужская область в соответствии с актуальной версией Регионализации является неблагополучным субъектом по лейкозу КРС. Продукция животноводства перемещается в соответствии с определенными условиями, что сказывается непосредственно на экономике хозяйств.

С учетом требований регионализации осуществляется выдача ветеринарных сопроводительных документов на перемещение животноводческих грузов. Возможна интеграция ФГИС «Меркурий» с актуализированной версией Регионализации для обеспечения условий перемещения подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров. Таким образом, проблем с перемещением сырого коровьего молока из неблагополучных территорий, избежать будет очень сложно.

 Основной задачей для неблагополучных хозяйствующих субъектов в 2018 г. - оздоровление от лейкоза, благополучных предприятий - системная профилактическая работа. Для свободного перемещения продукции животноводства предприятие должно быть благополучным по лейкозу в течение 12 месяцев.

Таким образом, перед руководителями неблагополучных хозяйств, стоит задача по обеспечению выполнения Планов по ликвидации и оздоровлению от лейкоза. Работа по профилактике данного заболевания в других сельхозпредприятиях и ЛПХ должна быть направленной и систематической.

Государственная ветеринарная служба ведет большую разъяснительную работу с хозяйствующими субъектами по вопросам действующего законодательства РФ и Таможенного Союза, а также осуществляет контрольно-надзорные полномочия, но без  заинтересованности руководителей предприятий и владельцев ЛПХ в выполнении имеющихся Планов по борьбе с лейкозом КРС и профилактики заболевания данная задача является трудно выполнимой.

Главный специалист отдела госветнадзора комитета ветеринарии  Щербаков А.В.

25.04.2018 года

  с 1 июля 2018 года начинается переход на обязательное оформление ВСД в электронном виде

До 1 июля 2018 года устанавливается переходный период, на протяжении которого сертификация может осуществляться как в бумажном виде, так и в электронном. Перечень продукции подлежащей ветеринарной сертификации с 1 июля 2018 года расширен. ЭВСД надлежит оформлять при обороте (производстве, перемещении, переходе прав собственности) живых животных и продукции животного происхождения, включая: готовую молочную продукцию, готовые или консервированные мясные продукты, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, жиры и масла растительные и их фракции, готовые корма для животных и другие продукты переработки.

Полный перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден Приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648

Кто участвует?

— Сотрудники органов и учреждений, входящих в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Оформление эВСД на продукцию среднего, низкого и высокого риска, гашение эВСД.

— Уполномоченные сотрудники хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте продукции животного происхождения и животных: производители, переработчики, торговые сети, перевозчики, оптовые и розничные магазины. Оформление эВСД на продукцию низкого риска, гашение эВСД.

— Аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Оформление эВСД на продукцию низкого и среднего риска, гашение эВСД.

Оформление эВСД осуществляется с использованием системы Меркурий, входящей в состав Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии – ВетИС. Только при наличии эВСД в системе Меркурий документ считается действительным. Оператором ВетИС является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

С Меркурием можно работать двумя способами: с использованием его веб-интерфейса и/или с использованием API-интерфейса.

Для регистрации в системе Меркурий и получения доступа необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/ИП, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе организации/ИП, который будет работать в системе и, при необходимости, предоставлять доступ другим сотрудникам организации.

Для регистрации перечисленные сведения необходимо оформить в виде заявки по шаблону: для ИП и для ЮЛ. Заявку направить в Территориальное Управление Россельхознадзора.

После обработки на указанный в заявке адрес электронной почты хозяйствующий субъект (далее-ХС) получит письмо с реквизитами доступа, после чего можно начинать работать с системой через веб-интерфейс.

Для доступа к подсистеме Меркурий ХС используйте адрес — mercury.vetrf.ru/hs..

Самоподготовка

Для подготовки к работе в системе Меркурий всем желающим предоставляются следующие возможности.

Самообучение

Знакомство с системой можно  начать с самостоятельного изучения материалов, размещенных в настоящей справочной системе и просмотра видеокурсов.

В видеокурсе рассмотрен порядок работы в системе: процессы приемки, производства и отгрузки продукции на предприятии.

В открытом доступе предоставлены материалы для самостоятельного изучения порядка работы в системе:

Демонстрационная версия

Практиковаться в работе с системой Меркурий можно с использованием ее демонстрационной версии.

Для получения доступа в демонстрационную версию системы Меркурий необходимо подать заявку в свободной форме в виде электронного письма на адрес mercury@fsvps.ru, указав:

  • название организации;
  • ИНН организации;
  • ФИО регистрируемого;
  • адрес электронной почты, куда будут направлены реквизиты доступа (логин и пароль).

После обработки заявки на указанный в заявке адрес электронной почты ХС получит  письмо с реквизитами доступа, после чего можно начинать использование демонстрационной версии системы.

Для доступа к демонстрационной подсистеме Меркурий.ХС используйте адрес demo-mercury.vetrf.ru/hs.

 Техподдержка

Вопросы по работе в системе Меркурий можно направить в адрес технической поддержки системы Меркурий mercury@fsvps.ru либо задать по телефону
+7 (4922) 52-99-29.

 Главный специалист отдела госветнадзора комитета ветеринарии  Муравьева М.И.

*************************

Ответственность за нарушение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации

Главой 10 КоАП РФ  предусмотрена ответственность за нарушения требований действующего законодательства РФ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.  Напоминаем хозяйствующим субъектам, осуществляющим ведение различных отраслей животноводства, а также производителям продукции животноводства, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В основу КоАП РФ положен принцип равенства перед законом.

    Дополнительно напоминаем положения статей кодекса об административных правонарушениях.

 

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил

  1. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 
  2. Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных 

  1. Сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей. 
  2. Те же действия, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. 

Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства 

  1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2и 3настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 
  2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1и 2настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза. 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ПОДКОНТРОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

 

      В связи с неоднократными обращениями хозяйствующих субъектов доводим до сведения  всех заинтересованных лиц,  что в соответствии с п.7 «Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления  ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях», утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 г. № 589  при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании:

 - сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;

- результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;

- лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;

- данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);

- данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;

 - справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);

 - иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Оформленные на бумажном носителе ВСД подлежат учету в ФГИС в соответствии с  Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденным настоящим приказом.

 

Дополнительно обращаем внимание участников оборота продукции на необходимость своевременного гашения ветеринарных сопроводительных документов. Гашение ВСД на транспортную партию подконтрольного товара, собственность на которую передается без перемещения товара, осуществляется в течение 1 рабочего дня после перехода права собственности зарегистрированным пользователем ФГИС с правом доступа «гашение сертификатов».